Возрождение Российской Ветроэнергетики
В настоящее время альтернативная возобновляемая энергетика имеет низкую энергоёмкость. Это обусловлено низкой энергетической плотностью первичной энергии и конечным КПД её преобразования в электрическую энергию. Среди всех возобновляемых альтернативных источников энергии наибольшей эффективностью обладают именно ветроэнергетика.
Долгое время крупнейшей ветроэлектростанцией России являлась Зеленоградская ВЭС (ВетроЭлектроСтанция), мощностью 5,1 МВт.
Хотя ветроэнергетика всё ещё не способна обеспечить минимальные энергетические потребности нашей цивилизации.
Однако в ближайшем будущем (до 2035 года), когда эффективность буферизации электроэнергии повысится с помощью водородных и кинетических аккумуляторов, ветроэнергетика, пожалуй, станет единственным широко распространённым видом возобновляемой «зелёной» энергетики, от которой будет больше пользы, чем вреда.
Нетрудно заметить, что Россия обладает огромный потенциалом для развёртывания ВЭУ (ВетроЭлектрическая Установка).
Источник: Атлас ресурсов возобновляемой энергии на территории России, НИУ ВШЭ, 2015 г.
Однако до недавнего времени движение по этому направлению, фактически, не осуществилось.
Хотя исторически Россия была великой ветроэнергетической державой.
Все проекты ветроэлектростанций в России, осуществляемые до 2018 года, можно отнести к детским играм в песочнице. Ни технологического, ни энергетического смысла в них не было.
Какой смысл развивать ветроэнергетику и приобретать Б/У ВЭУ, если через 8 лет эксплуатации из 21 установки останется лишь 14? (Зеленоградская ВЭС).
Разрушенная шквальном ветром ВЭУ Vestas V27/225, Зеленоградская ВЭС (2018 год)
В 2018 году была начата государственная программа реализации возобновляемой энергетики. А уже в 2019 году в государственную программу «Энергоэффективность и развитие энергетики» были внесены существенные изменения касательно возобновляемой энергетики.
Это определило всю дальнейшую стратегию развития возобновляемой энергетики в России до 2024 года.
В освоение ветроэнергетики включились Государственные корпорации «Росатом» и «Роснано». Основной целью развития ветроэнергетики, поставленной перед ними, является создание к 2035 году полностью независимой от господдержки и эффективной структуры ветропарков по всей стране, а также строительство ветропарков за рубежом.
Источники: АО «Системный оператор единой энергетической системы», 2019, РАВИ, 2020.
К этому вопросу решили подойти основательно. Однако, просто так взять и построить современные ВЭУ - невозможно. Требуются и специалисты, и исследования, и ресурсы.
«Росатом» в 2017 году создаёт дочернюю компанию АО «НоваВинд», которая, в свою очередь, организовывает с Голландской компанией «Lagerwey Systems B.V.» равноправное совместное предприятие «Red Wind B.V»
30 ноября 2017 года в Амстердаме на выставке "WindEurope" генеральным директором компании "NovaWind" Александром Корчагиным и генеральным директором компании "Lagerwey" Хьюибом Морелиссе подписано соглашение о запуске совместное предприятие – "Red Wind B.V".
Меня часто упрекают, что я ориентируюсь в вопросах возобновляемой энергетики на Германию. Так вот подходящий пример: 100% акций голландской компании «Lagerwey Systems B.V.» принадлежит немецкому ветроэнергетическому гиганту – «Enercon GmbH». Вопросы ещё есть?
Целью совместного предприятия является трансфер технологий от Германии (будем прямо говорить, хорошо?) в Россию.
То есть локализация производства ветроустановок мощностью 2,5 МВт и 4 МВт в России, что уже успешно осуществляется. Совместное предприятие поставляет ВЭУ «под ключ».
Участок изготовления ступицы на заводе "Red Wind B.V".
Трансфер технологий производства ветроустановок – это не только передача технологий, но и обучение персонала, необходимого для производства ВЭУ и эксплуатации ветропарков.
Пилотным проектом «Росатома» стало строительство Адыгейской ВЭС.
Первый проект «Росатома» в области ВЭС.
60 ВЭУ, мощность - 2,5 МВт, совокупная установочная мощность ветропарка – 150 МВт, что превышает мощность всех вместе взятых ранее существующих в России ВЭУ. Степень локализации в пилотном проекте составила 65%.
Адыгейская ВЭС
Не стоит думать, что локализованные в России технологии ВЭУ являются устаревшим металлоломом. Напротив, судя по техническим характеристикам нового возводимого ветропарка - Кочубеевской ВЭС, плотность производимой ею мощности составляет 318,3 Вт/м2, что близко к физическому пределу самых современных ВЭУ.
2 проект «Росатома» - Кочубеевской ВЭС.
Локализация производств - это важное требование, продиктованное государственной поддержкой ВИЭ (Возобновляемые Источники Энергии) в России. Именно по этой причине компании-производители ВЭУ, такие как “Vestas”, “Siemens-Gamesa” и “Red Wind B.V.”, инвестируют в создание производства компонентов для ВЭУ в России.
ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ОБОРУДОВАНИЯ ВЭС В РОССИИ (1)
ООО «Вестас Рус» (российское подразделение “Vestas Wind Systems A/S”) локализовало производство лопастей на совместном предприятии “Vestas Manufacturing AS” и “Роснано” – ООО «Вестас Маньюфэкчуринг РУС» в городе Ульяновск.
Производство лопастей длиной 62 метра и весом 14,5 тонн в г.Ульяновске (1)
В производстве лопастей используется не менее 75% произведённых в России стеклотканей, поставщиком которых является АО «ОС Стекловолокно» в городе Гусь-Хрустальный.
Локализация и качество производства оказались столь высокими, что предприятие «Вестас Маньюфэкчуринг РУС» в 2020 году начало поставлять лопасти на экспорт.
Компания из Дании (“Vestas Wind Systems A/S”) локализовала производство лопастей в России, а затем поставила российские лопасти заказчику из Дании. (Суммарно компания отгрузила своим заказчиком более 280 лопастей, 48 из которых отгружено заказчику в Данию для строительства нового ветропарка).
Тонкий троллинг =)
Сегодня Россия открыла свой рынок возобновляемой энергетики и локализует производство ВЭУ, строит ветропарки.
Зачем нам это вообще надо, ведь даже сами европейские учёные указали на неэффективность подробного метода генерации электроэнергии?
На это есть свои причины.
Самая главная причина – это переход мира с 2020 года на водородную экономику, куда ВИЭ хорошо вписываются и являются её неотъемлемой частью.
Вторая причина - это действительно огромный ветроэнергетический потенциал нашей страны, а следовательно и энергетический рынок который требует освоения в рамках новой энергетической стратегии России. Важно понимать, что возводимые установочные мощности ВИЭ не замещают традиционную энергетику, как в Европе, а лишь дополняют её.
Уже на 2019 год реализующиеся и анонсированы более 40 проектов ВЭС, общей мощность более 3 ГВт.
Третья причина заключается в наработке энергетических компетенций таких корпораций, как «Росатом», что только усиливает её позиции на международном энергетическом рынке. Хочешь: вот тебе ядерная энергетика, а хочешь – возобновляемая, выбор есть. Поэтому ветрогенерация перешла в активную стадию освоения.
Хочешь - ядерная энергетика, а хочешь – возобновляемая, теперь выбор есть!
Четвёртая причина заключается в более быстрой экономисткой окупаемости Российских ветропарков, что стало важным стимулом развития сотрудничества с Европейскими компаниями. Например, стоимость строительства Адыгейской ВЭС составила около 280 миллионов долларов, а срок окупаемости - 10 лет. Учитывая возможность осуществлять электролизное производство водорода на этом ветропарке для поставки на экспорт, срок окупаемости сильно сократится.
Развитие ВИЭ – теперь уже точно часть энергетической стратегии России. О её планах и перспективах поговорим в следующей статье.